Новый Воронежский шахматный форум
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.

Перейти вниз
a1h8
a1h8
Admin
Сообщения : 497
Дата регистрации : 2021-06-16
Откуда : Воронеж
https://36chess.forumieren.de

Правила игры Шахматы Фишера или шахматы 960 Empty Правила игры Шахматы Фишера или шахматы 960

Чт Сен 15, 2022 5:45 pm
Из вики


Шахматы-960 (англ. chess960), шахматы Фишера, фишеровские шахматы, Фишер-рэндом (англ. fischerandom chess) — вариант шахмат, предложенный Робертом Фишером — 11‑м чемпионом мира по шахматам. Правила игры, в основном, такие же, как в классических шахматах, но начальная расстановка фигур определяется случайным образом со следующими ограничениями[1]:

Белые и чёрные фигуры располагаются соответственно на первом и восьмом рядах, расстановка белых идентична расстановке чёрных;
Белые и чёрные пешки располагаются соответственно на втором и седьмом рядах;
Слоны каждой из сторон — разнопольные;
Ладьи каждой из сторон располагаются по разные стороны от короля, чтобы обеспечить возможность рокировки (правила которой отличаются от классических).
Всего возможно 960 начальных позиций, что и отражено в названии игры. Фишер начал разрабатывать правила в 1992 году[2] сразу после неофициального матча-реванша с Борисом Спасским и впервые представил широкой публике свои шахматы, названные им «Фишер-рэндом», на пресс-конференции 19 июня 1996 года в Буэнос-Айресе (Аргентина).[3] В русскоязычной шахматной среде со временем самым популярным стало название «шахматы Фишера».

Смысл модификации — сохраняя принципы и закономерности шахмат, избавить игроков от изнурительной домашней подготовки, прежде всего — от анализа дебютов на компьютере с последующим заучиванием и воспроизведением многоходовых вариантов. В шахматах Фишера с первого хода начинается самостоятельная игра; кроме того, возникающие после дебюта позиции отличаются свежестью и нестандартностью[4].

Правила
Поле, фигуры, ходы

В шахматы Фишера играют на обычной 64‑клеточной шахматной доске стандартным набором фигур, ходящих по обычным правилам классических шахмат, за исключением правил рокировки.

Начальная позиция
Начальная позиция выбирается отдельно для каждой партии. Это можно сделать с помощью различных мобильных приложений и компьютерных программ, а также генератора случайных чисел (каждая начальная расстановка имеет свой порядковый номер[12] — от 1 до 960). Программа случайным образом выбирает начальную позицию, соблюдая следующие условия:

расстановка чёрных идентична расстановке белых (например, белый король на f1 — чёрный король на f8, белые кони на b1 и h1 — чёрные кони на b8 и h8, и т. д.);
пешки располагаются так же, как и в обычных шахматах (на второй и седьмой горизонталях), фигуры размещаются за рядом своих пешек;
один слон каждой из сторон размещается на белом поле, другой — на чёрном;
одна ладья располагается слева от короля, другая — справа (таким образом, король в начальной позиции не может находиться на вертикалях «a» и «h»).
Одна из начальных позиций (№ 518) является начальной позицией классических шахмат.

При отсутствии мобильного приложения или компьютерной программы начальную позицию можно получить и вручную — например, с помощью игральных костей, монет, карт[11]. Ниже приведено описание одной из таких процедур, предложенной Гансом Бодландером (англ. Hans L. Bodlaender).

Случайным образом выбрать одно из четырёх чёрных полей для слона. Для этого можно использовать игральную кость: выпавшая единица означает первое слева чёрное поле («a1» в шахматной нотации), двойка — следующее чёрное поле («c1») и т. д. Если выпадет 5 или 6, то бросать кость ещё раз, пока не выпадет грань от 1 до 4.
Аналогично найти место для белопольного слона.
Случайным образом выбрать одно из свободных полей для ферзя. Число от 1 до 6, выпавшее на грани, означает номер свободного поля, считая слева.
Случайным образом выбрать одно из свободных полей для коня. Перебрасывать кость, если выпадет 6.
Случайным образом выбрать одно из свободных полей для второго коня. Перебрасывать кость, если выпадет 5 или 6.
На оставшиеся три поля поставить короля и ладей так, чтобы король оказался между ладьями.
Расставить пешки.
Расставить чёрные фигуры симметрично белым.
Нетрудно убедиться, что данная процедура позволяет получить каждую из 960 начальных позиций, причём с равной вероятностью.

Правила рокировки
Единственный ход, который отличается от классических шахмат — рокировка. Правила рокировки следующие[11]:

Рокировка короля и ладьи, находящейся ближе к вертикали «a» или на ней, называется «рокировкой в а-сторону» или «рокировкой на c-фланг». Рокировка короля и ладьи, находящейся ближе к вертикали «h» или на ней, называется «рокировкой в h-сторону» или «рокировкой на g-фланг». От традиционных терминов «короткая рокировка» и «длинная рокировка» следует отказаться во избежание путаницы.
При «рокировке на g-фланг» (которая обозначается «0-0») король ставится на поле g1 (g8), а ладья — на поле f1 (f8). При «рокировке на c-фланг» (обозначается «0-0-0») король ставится на с1 (сCool, а ладья — на d1 (d8). Таким образом, в результате рокировки король и ладья оказываются на тех же местах, что и в классических шахматах.
Если одна из рокируемых фигур в начальной позиции уже находится на конечном поле рокировки, то перемещается только вторая фигура.
Рокировка допустима при следующих условиях:
король и рокируемая ладья не ходили ранее;
все поля между начальным и конечным полями короля (включая конечное поле) и все поля между начальным и конечным полями ладьи (включая конечное поле) должны быть свободны, за исключением короля и рокирующей ладьи;
король не проходит через битое поле (если король при рокировке «перепрыгивает» через ладью, последняя тоже не должна находиться под боем);
король не находится под шахом (и, разумеется, не должен оказаться под шахом в результате рокировки);
рокировку можно делать только один раз — то есть, даже если при рокировке король не двинулся с места, рокировать ещё раз (в другую сторону) нельзя;
В зависимости от начальной позиции возможны четыре варианта перемещения рокируемых фигур:

король и ладья перемещаются на свободные поля (рокировка в два шага, как в обычных шахматах);
король и ладья меняются местами;
перемещается только король, а ладья уже стоит на конечной позиции;
перемещается только ладья, а король уже стоит на конечной позиции.
Соответственно, возможны различные варианты того, в каком порядке перемещать фигуры. В отличие от классических шахмат, где по правилам при рокировке игрок обязан сначала переместить короля, в шахматах Фишера игрок вправе перемещать рокируемые фигуры в том порядке, в котором ему удобнее. Во избежание недоразумений действует следующее правило: при игре с контролем времени ход считается сделанным, когда переключены часы. Соответственно, при рокировке игрок должен сначала поставить рокируемые фигуры на конечные поля и только потом нажать на кнопку часов. При игре без часов игрок, желающий рокировать, должен перед началом хода предупредить противника, сказав: «рокируюсь» или «делаю рокировку».

Высказывалось мнение, что в шахматах Фишера нужно легализовать выполнение рокировки одновременно двумя руками, чтобы избежать недоразумений и не причинять неудобств игрокам и арбитрам (например, в случае, когда рокируемая ладья занимает поле, на которое должен переместиться король).

Согласно рекомендациям ФИДЕ[11], при выполнении рокировки следует сначала вывести короля за пределы игровой поверхности по направлению к его конечному полю, затем переместить ладью на её конечное поле, а затем поставить короля на его конечное поле.

DarthVader поставил(а) лайк

Вернуться к началу
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения